SMM-менеджер: все, что нужно знать о профессии

  • 13 мин.

Соцсети давно уже перестали быть только местом общения пользователей. Продвижение продуктов на платформах социальных сетей Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм, Instagram, X, Tik Tok стало важным для бизнеса. Как стать специалистом в этой сфере мы рассказали в новой статье.

Что такое SMM и кто такой SMM-менеджер

С началом использования соцсетей для развития бизнеса появилась новая сфера деятельности – Social Media Marketing, то есть продвижение в социальных сетях. Вслед за ней появилась профессия SMM-специалист. Его задача – использовать инструменты для бизнеса в социальных сетях, чтобы:

  • повысить узнаваемость бренда, компании, торговой марки;
  • укрепить позиции на рынке;
  • информировать потенциальных клиентов о продуктах, новинках, хитах продаж, преимуществах, акциях;
  • взаимодействовать с целевой аудиторией для привлечения внимания к товарам и услугам;
  • создавать позитивный имидж компании, укреплять репутацию, формировать комьюнити лояльных клиентов;
  • изучать конкурентов через их активности в группах в соцсетях, публикации в социальных медиа.

Это не так просто, как кажется. Нужно знать боль и запросы потребителей, иметь понимание особенностей своей целевой аудитории, изучать алгоритмы социальных сетей. Менеджеру нужны специальные знания, навыки, чтобы генерировать и постить контент, вовлекающий ЦА.

SMM-менеджер: что входит в служебные обязанности

Особенности отрасли, позиционирования на рынке, ToneOfVoice компании влияют на обязанности SMM-специалиста. Они могут меняться в зависимости от сферы деятельности. Как правило, он занимается:

  • управлением страницами и сообществами в социальных сетях;
  • созданием контент-плана, тем для видеороликов и разных активностей;
  • генерацией контента или разработкой ТЗ копирайтеру, фотографу, графическому дизайнеру, специалисту по работе с искусственным интеллектом;
  • поиском оптимальных форматов взаимодействия с аудиторией;
  • привлечением новых подписчиков;
  • увеличением охвата и трафика за счет публикации вирусного контента, развития площадок, наращивания аудитории и ее активности;
  • общением с ЦА;
  • продажей прямо со страниц социальных сетей;
  • созданием таргетированной рекламы (иногда);
  • настройкой воронки продажи, взаимодействием с клиентами и подписчиками через мессенджеры и чат-боты.

SMM-специалист отвечает на вопросы, публикует реакции на комментарии, стимулирует наиболее вовлеченных пользователей, ведет диалог, участвует в обсуждениях, реагирует на жалобы и запросы, модерирует комменты, «банит» нарушителей.

SMM-менеджеры должны уметь создавать контент для привлечения новых подписчиков. Важным умением является непрерывный подогрев внимания «адвокатов бренда» – лояльной части целевой аудитории, на которую компания может рассчитывать. Опытный SMM-специалист знает, как управлять вниманием старых и новых подписчиков.

Что не входит в обязанности SMM-специалистов?

Все, что не касается работы с социальными сетями. Специфика профессии как раз в том и состоит, что менеджеры взаимодействуют с ЦА в соцсетях, а не на интернет-сайте компании.

Обычно SMM-менеджеров не подключают:

  • к созданию, тестированию, аудиту и поисковому продвижению веб-сайтов;
  • написанию контента для страниц услуг, карточек товаров, статей для блога на сайте компании;
  • работе с профильными сайтами для отзывов;
  • организации E-mail рассылок.

Не занимается SMM-менеджер контекстной рекламой, но настраивает таргетированную, когда работает с небольшими фирмами и индивидуальными предпринимателями. Крупный бизнес привлекает для этого специалистов компаний, предлагающих услуги интернет-маркетинга.

Как выглядит рабочий день SMM-менеджеров

Конечно, в каждой компании всё по-разному, но усредним — стандартный день СММ-специалистов начинается с мониторинга уведомлений в соцсетях и аналитики данных за вчерашний день. Далее сверка с контент-планом, подготовка постинга на ближайшие дни. 

Работа SMM-менеджеров включает генерацию идей, цепляющих заголовков, написание текстов для постов, подбор визуального контента. Подготовкой контента они занимаются ежедневно.

Что еще делает SMM-специалист в течение дня:

  • общается с подписчиками в чатах, мессенджерах;
  • обсуждает с коллегами текущие и перспективные проекты;
  • ищет новые идеи;
  • изучает изменения алгоритмов соцсетей и вносит коррективы в стратегию продвижения;
  • исследует активности конкурентов.

Рабочий день SMM-специалистов завершается составлением отчетов за день, анализом достигнутых результатов, планированием работы на следующий день.

Профессиональные навыки специалиста

Специалисты по персоналу делят профессиональные скиллы на две группы – хард и софт. Трудно сказать, какие навыки важнее. Но, есть один, без которого SMM-специалисту не обойтись – это способность и желание постоянно учиться.

Хард-скиллы

У SMM-менеджеров к ним относятся:

  • умение продвигать продукты компании во всех сетях;
  • работа с постоянно меняющимися алгоритмами каждой из них;
  • владение специальным ПО в сферах:
    — графического дизайна (Photoshop);
    — аналитики (Яндекс.Метрика, Google Analytics);
    — постановки задач и контроля выполнения (Trello, Jira);
    — отложенного постинга (SMMplanner, Amplifr);
  • знание основ рекламы, маркетинга, таргетинга;
  • умение создавать стратегию продвижения, контент-план, посты и визуальный контент, вовлекающие ЦА;
  • владение английским языком на уровне Intermediate.

Опытные HR-специалисты утверждают, что базовые навыки составляют 15-20% от тех, что необходимы в данной профессии.

Софт-скиллы SMM-менеджеров

Сюда входят легкость общения, интеллигентная речь, эмпатия – все, что необходимо персоналу, который занимается работой с аудиторией, клиентами, подписчиками. Также SMM-менеджер должен уметь генерировать идеи, создавать креативы, придумывать цепляющие истории и поводы. Важными качествами являются:

  • стрессоустойчивость, обеспечивающая эффективную работу в условиях многозадачности;
  • креативность и творческий подход;
  • широкий кругозор, хороший вкус, начитанность, насмотренность;
  • умение видеть красоту и создавать ее для продвигаемых проектов.

Аналитический склад ума, интерес к психологии, разумный тайм-менеджмент – без этих качества SMM- менеджер вряд ли станет успешным.

Где может работать SMM-специалист

Профессия актуальна, востребована, вакансий много. Специалисты могут работать как фрилансеры, штатные работники компаний, сотрудники маркетинговых или рекламных агентств.

Плюсы и минусы каждого формата работы

У всех вариантов есть плюсы и минусы. Но, они относительные, а не абсолютные, просто нужно выбрать то, что подходит вам.

Фриланс

Фрилансеры ищут клиентов самостоятельно, выполняют проекты в одиночку или с привлечением субподрядчиков. Мало кто из SMM-менеджеров, работающих на фрилансе, оформляют ИП. Большим компаниям с прозрачной отчетностью работать с ними не выгодно.

Штатные специалисты

В штатное расписание должность SMM-щика вводят средние и крупные компании, продающие товары, услуги через соцсети. К ним поступает большой объем обратной связи от покупателей и клиентов – заказы, комментарии, вопросы, отзывы, жалобы. С этой информацией нужно работать постоянно, поэтому штатный SMM-менеджер необходим. 

Интернет-маркетинговое и рекламное агентство

Сотрудничество с агентством зачастую интересно крупным клиентам с большим объемом разнообразных задач. Обращаясь в солидное агентство, клиенты знают, что получат комплексный сервис, соблюдение сроков выполнения работ, другие преимущества работы по договору.

Плюсы и минусы каждого варианта сотрудничества с SMM-менеджером представлены в таблице:

Преимущества, недостатки, доход в месяцФрилансерШтатный работникМаркетинговое агентство
Плюсы– Обсуждение ТЗ напрямую

– Выполнение маленьких заказов

– Низкая цена

– Узкая специализация
– Знание специфики работы компании

– Оперативное изменение стратегии при изменении корпоративных целей и политики 

– Работа только на свою компанию
– Работа по договору

– Оплата по безналу

– Подключение команды специалистов с разной специализацией

– Взаимозаменяемость персонала при увольнении
Минусы– Работа без договора

– Оплата только наличными

– Низкий уровень ответственности

– Невозможность контролировать исполнителя

– Параллельная работа над несколькими проектами

– Срыв дедлайнов
– Найм специалиста требует выполнения законов об оплате труда и об отпусках

– Уплата налогов на зарплату

– Расходы на внутреннее обучение

– Сложности с заменой специалиста при увольнении
– Сотрудничают с большими компаниями

– Оплата только по безналу

– Используют стандартные методики продвижения, в соответствии с корпоративными
протоколами
Доходы в месяц, тыс. рублей
(осень 2024 года, РФ)
50-150Junior 15-30 

Middle 42-98

Senior 75-146
Junior 15-30

Middle 42-98

Senior 75-146

Стремительное развитие искусственного интеллекта может затронуть и эту профессию. Но, пока вакансий много, количество их растет.

Зарплата SMM‑менеджеров

Средняя зарплата в сфере Social Media Marketing в РФ за 2024 год составила 44 679 рублей. Больше всего вакансий в Москве и Санкт-Петербурге.

Сколько зарабатывают профессионалы 

В таблице выше приведены значения доходов фрилансеров и зарплаты персонала в зависимости от квалификации и опыта работы в среднем по России. В Москве заработная плата выше. У джуна она может достигать 30-65 тыс. руб, у миддла – 75-100 тыс. руб

От чего зависит зарплата

Зарплата зависит от региона, опыта, квалификации, количества проектов, которые ведет работник. Обычно она состоит из двух частей – фиксированной ставки и % в зависимости от персональных достижений. Верхней планки нет, все зависит от бюджета проекта, щедрости заказчика.

Как стать SMM-специалистом

Как и в других молодых профессиях, высших учебных заведений, готовящих профессиональных СММ-щиков, мало или нет вовсе. Многие начинают карьеру с бесплатных уроков, вебинаров, платных курсов, а затем учатся на реальных проектах, нарабатывают нужные скиллы, приобретают актуальные знания и навыки. Когда у специалиста есть несколько удачных кейсов, он может претендовать на работу с крупной компанией.

Самообучение и стажировка

Большинство специалистов проходят путь от самообучения к платным курсам. Лучшим студентам в качестве поощрительного бонуса коучи предлагают пройти стажировку. Это отличная возможность для старта в профессии.
 

Курсы и ВУЗы

Высшее образование, даже не по специальности SMM-менеджера, может быть важным для крупных компаний со строгими корпоративными требованиями к персоналу. Диплом университета, сертификат о прохождении курса для многих руководителей и HR-менеджеров является веским аргументов при найме соискателя на работу.

Перспективы профессии

Предположить, что соцсети исчезнут из нашей жизни, сложно. Раз так, значит бизнес будет использовать предоставляемые ими возможности для продвижения товаров, услуг. По итогам 2024 года, согласно информации Авито Услуги, спрос на рилсмейкеров и мастеров продвижения в соцсетях вырос на 30% в сравнении с 2023 годом.

Будет полезно

    Заявка на сотрудничество









    Отправляя заявку, вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных

    Публикации

    Смотреть все
    Смотреть все