Маркировка рекламы в SMM: что обязательно помечать, а что — нет?
- 10 мин.
- 6.11.2024
Уже писали о том, что подлежит обязательной маркировке, — статья 2023 года, но пока ничего не изменилось, а мы продолжаем мониторить 🔎
А сейчас решили остановиться на маркировке рекламы в SMM: в статье расскажем, какие посты считаются рекламой, что обязательно маркировать, а что — нет.
Что такое Маркировка рекламы
Маркировка рекламы — это добавление в рекламное объявление пометки «Реклама», идентификатора и информации о рекламодателе, а также ежемесячная передача отчетности в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД). Маркировка обязательна для всех участников рынка.
По каждому рекламному креативу нужно сдавать ежемесячную отчетность по показам. Маркируют всю интернет-рекламу, кроме email-рассылок и push-уведомлений. И рекламные посты — не исключение.
А реклама — это что?
Реклама — это форма коммуникации, способ привлечения внимания потенциальных потребителей к товару или услуге с целью продвижения.
Суть рекламы заключается в информировании о предлагаемой продукции, создании положительного имиджа и повышении заинтересованности клиента, а также в стимуляции к покупке или использованию товара или услуги.
Что подлежит обязательной маркировке
В соцсетях надо маркировать:
- Пост-закреп, если в нём есть призыв к покупке. Плюс закреп — заметный пост, то есть выступает баннерной рекламой.
- Акции и специальные условия. Ведь они побуждают пользователей приобрести товар по выгодным условиям.
- Реферальные программы и посевы — причём посты, которые пользователи размещают у себя на стене, нужно маркировать и передавать акты каждый месяц. Нельзя просто передать договор с рефероводом, нужно указывать, столько просмотров набрал пост каждый месяц.
- Посты в соцсетях, которые призывают покупать что-либо, кроме вашего продукта.
Как маркировать различный контент
Сначала о единых для всех правилах.
До публикации рекламы рекламодатель или посредник, которому рекламодатель делегировал маркировку, должен отправить в ОРД креативы и информацию об их конечном заказчике.
ОРД отправляет полученные данные в ЕРИР и присваивает токен каждому креативу. Токен нужен для публикации. Креатив с токеном и пометкой «Реклама», указанием данных о рекламодателе публикуется в соцсетях.
В течение 30 дней после завершения каждого месяца открутки рекламодатель, агентство или фрилансер и рекламораспространитель (то есть рекламная система или площадка) должны отчитаться в ОРД о креативах, участниках цепочки, договорах и актах, статистике, которая поделена по площадкам и креативам. Каждый участник рекламной цепочки может делегировать передачу данных посреднику — агентству, сервису, рекламной системе или площадке, прописав это в договоре.
А теперь разберем, что происходит в разных соцсетях.
1. ВКонтакте
a. Маркировка рекламных статей и постов
Если есть кликовая ссылка, то для маркировки интернет-рекламы ВКонтакте токен необходимо размещать в ней. Формат — https://site.ru/?erid=XXX.
Если кликовой ссылки нет, для маркировки поста в соцсети идентификатор располагают в начале текста или в конце. Формат — erid: XXX.
b. Клипы
В клипах, которые содержат рекламу, маркировка рекламы в ВК добавляется текстом в начало или поверх клипа. Формат прежний — erid: XXX.
c. Истории
В сторис-видео идентификатор размещают текстом поверх ролика в начале видео. Формат — erid: XXX.
В сторис с изображением токен необходимо добавлять на картинку. Формат — erid: XXX.
d. Видео
Маркировку на видео нужно добавлять текстом в начале и (либо) поверх ролика. Формат — erid: XXX.
2. Телеграм
a. Посты
Если есть кликовая ссылка, токен необходимо размещать в ней. Формат — https://site.ru/?erid=XXX.
Если кликовой ссылки нет, идентификатор располагают в начале поста или на баннере. Формат — erid: XXX.
b. Видео
В этом случае токен корректно размещать в начале и (либо) поверх видео текстом. Формат — erid: XXX.
c. Кружочки
Для маркировки нужно добавлять токен текстом в формате erid: XXX в ответ на кружок или в следующий за кружком пост. Так можно сохранить связность сообщений, например, в социальной сети Телеграм.
Что можно не маркировать
Смело можно оставить без маркировки:
- Материалы, содержащие информацию о подписке на собственные издания и способах ее оформления;
- Анонсы собственных мероприятий, в том числе освещаемых СМИ в рамках информационного партнерства;
- Любые новостные посты;
- Посты, которые информируют читателей и подписчиков о ваших товарах и услугах в рамках вашего сообщества, которое и посвящено рабочей деятельности;
- Гиперссылки, размещаемые на сайтах сетевых изданий, ведущие на отдельные сайты собственных продуктов, на сайт другого сетевого издания, принадлежащего одному и тому же учредителю.
Как понять, пост в вашей соцсети рекламный или нет? Собрали для удобства в таблицу:
Не реклама 💚 | Реклама 🤑 |
Вы просто рассказываете о новинке в посте | Пост сильно выделяет товар или услугу среди других |
Пост оформлен в «традиционном» стиле вашего канала / группы | Пост сильно отличается по стилю оформления и повествования от других в пользу продукта / услуги |
Вы рассказываете о плюсах и минусах продукта, но оставляете выбор за читателем | Вы делаете акцент на преимуществах и призываете купить |
Вы собрали сравнительную подборку разных товаров | Вы презентуете определенный товар или бренд в более выгодном свете |
Нативная реклама — ведь это тоже реклама, и главное, все это понимают 😉 |
Памятка SMM-специалисту: рекомендации по оформлению постов
Чтобы избежать маркировки и не попасть под исключения в статье о маркировке, можно придерживаться следующих правил:
1. Все посты и сторис в соцсетях должны быть оформлены в едином стиле и ничем не выделяться относительно друг друга.
2. Нельзя закреплять пост в ленте про отдельный товар либо баннер на сайте, а также делать сквозным (всплывающим) пост про конкретный товар из каталога с указанием бренда.
3. Нельзя в пост вставлять единичный выделяющийся на фоне других баннер, где будет указываться конкретный товар с указанием бренда.
4. При вставке выделяющегося баннера в пост (в том числе на сайт) не указывайте конкретный товар бренда, а пишите про категорию товара (а при клике можно вести и на конкретную карточку товара в каталоге).
Пример 1: «Скидки 30% на немецкую мужскую обувь» — этот баннер маркировать не требуется, так как он не акцентирует внимание на конкретном товаре и бренде.
Пример 2: «Скидка 30% на мужскую обувь Ecco triaton X» — этот баннер придется маркировать, так как в нем присутствует название бренда для конкретного товара.
Маркировка рекламы в соцсетях попадает в категорию диджитал-рекламы и подлежит обязательной маркировке. В статье мы помогли разобраться, что же является рекламой и как ее лучше промаркировать. Но помните: если вы сомневаетесь, стоит ли промаркировать свой же или чужой пост на своей странице, лучше сделать это и уберечь кошелек от штрафов.
Плюс всегда можно делегировать юридические вопросы агентству — можете написать нам, сделаем тайное явным и передадим данные в ЕРИР вместо вас.