Как искусственный интеллект меняет жизнь маркетолога здесь и сейчас: чего ждать и к чему готовиться
- 10 мин.
- 20.01.2025
Каждое ли изобретение делает жизнь человека лучше? Смотря как им пользоваться! В этой статье поговорим о том, что изменилось с появлением искусственного интеллекта (ИИ) в жизни маркетологов и потребителей.
В условиях гиперконкуренции потребители поколения W (люди, родившиеся после 2000 года и живущие в эпоху интернета и социальных сетей) выбирают из тысячи товаров и услуг — с онлайн-магазинами нам доступны вещи из других городов и стран.
Из-за этого в цифровом пространстве конкуренция между брендами значительно возрастет, что неизбежно ведет к исчезновению традиционной лояльности к бренду.
Покупатели уже стали более прагматичными и выбирают предложения, максимально соответствующие их потребностям. Если один бренд не удовлетворяет их запросы, они без колебаний переходят к другому. Даже крупные компании вынуждены адаптироваться к постоянно меняющимся запросам аудитории, они больше не диктуют свои условия. И тенденция баннерной слепоты и легкого отказа от одних продавцов в пользу других будет сильнее выражаться с каждым днем.
Маркетологи в условиях очень раздувшегося рынка должны изобретать все новые и новые методы привлечения лояльной аудитории. А преимущество получат те, кто эффективно использует ИИ-технологии — 21 век как никак!
В статье обсудим основные тренды и отрасли, куда уже вписался ИИ:
- Виртуальные миры,
- Геймификация шопинга,
- Как меняется рынок креативного сектора,
- Гиперперсонализация предложений,
- Интеграция виртуального и физического.
Обо всем по порядку. Поехали.
Где я? Да это же виртуальный мир
Погружение в виртуальный мир сейчас доступно с помощью специальных очков, перчаток, шлемов и пр. Это могут быть любые локации, пейзажи, города, экскурсии по разным уголкам мира, создание экспериментальных условий (моделирование химической лаборатории).
А виртуальный мир будущего как может выглядеть? Бренды создадут собственные виртуальные пространства для взаимодействия с целевой аудиторией. Потребителям предложат иммерсивные среды для покупки цифровых товаров, участия в интерактивных играх и других развлечениях. Например, автомобильный бренд может создать виртуальный город, где пользователи смогут тестировать новые модели и посещать виртуальные рестораны и музеи. Этот тренд будет усиливаться с развитием моделирования и визуализации метавселенной.


Что-то возможно воплотить и попробовать уже сейчас, что-то требует разработки. В недостаточные возможности разработки пока и упираются «стенки» виртуального, вроде как бесконечного, но пока ограниченного виртуального мира. Но это вопрос двух-трёх лет.
Геймификация шопинга
Различные механики геймификации маркетологи принесли из гейм-продуктов и успешно внедрили их в этапы воронки продаж. Тратить деньги нужно с удовольствием, и бренды пытаются дать этот опыт своим пользователям. И чем интереснее механика, тем лучше могут идти продажи. Ведь людям важен и товар со всеми его свойствами, и путь к нему — желательно простой и приятный и по возможности еще и интересный.
Квизы на знание бренда, анкеты по типу «какой я герой фильма» с получением скидочного промокода в конце, чат-боты от лица маскотов, игры в «морской бой» в комментариях под постом сообщества — как пример. Обычно это подразумевает получение приятного бонуса, а потом потенциального клиента ведут на страницу продукта.



Генерация уникальных креативов с помощью ИИ
Искусственный интеллект уже изменил рынок креативного сектора. С помощью нейросетей можно создавать изображения, тексты, логотипы, баннеры. Значит ли это это, что ИИ заменит человека? На этот вопрос вы уже могли видеть ответ во многих статьях — нет. Это лишь инструмент, который облегчает жизнь маркетологам, дизайнерам, редакторам, аналитикам. С помощью ИИ мы избавляем себя от рутинных задач, высвобождая время и ресурсы на творчество и анализ.
Например, можно взять изображение, сгенерированное нейросетью. А можно взять его за основу и доработать.

Важно помнить, что генерацией картинок с ИИ лучше не злоупотреблять — нравится не всем, а еще у пользователей наступает баннерная слепота. Сначала такие картинки казались очень свежими, но спустя время подобных баннеров стало много, внимание покупателя рассеивается.
С одной стороны, барьеры рынка для входа снизятся, что приведет к росту активности независимых дизайнеров, небольших брендов и энтузиастов. Вместе с крупными брендами появятся тысячи кастомных марок и дизайн-команд. Потребители будут все больше ценить уникальность и возможность самовыражения, что станет вызовом для традиционных игроков.
С другой стороны, перенасыщение рынка мелкими игроками всегда временно — время отсеет тех, кто не сможет выделиться и завоевать свою нишу.
Вы следите за мной? Гиперперсонализация предложений
Искусственный интеллект обучается, и его алгоритмы рекомендаций работают все точнее. Но перед тем как найти вас с персональным предложением, тот же ИИ поможет его создать!
Например, баннеры для магазина одежды могут быть достаточно типизированными, но для разной аудитории будет корректировать изображение и название товара: свитшот с котиком или футболка с викингами — каждому свое.

Можно даже обыграть гороскопы:

Или мемы:

А пока писали статью…

Уже сегодня компании используют ИИ для генерации персонализированной одежды, аксессуаров, мебели и других предметов. Гиперперсонализация откроет новые возможности для совместного творчества брендов и потребителей. Например, сейчас люди, которые любят творить (рисовать, разрабатывать дизайны) могут заколлабиться с брендами или блогерами. Или просто заказать мерч со своим дизайном.


Виртуальный мир и физический — стирается грань
Что значит интеграция виртуального и физического мира? Первый становится частью второго. Умные часы, утюги, лампочки, чайники и целый умный дом, который понимает наши команды и, как по волшебству, запускает робот-пылесос, включает стиральную машину, включает фильм.
А еще все идет к развитию и совершенствованию ассистентов, которые объединят в себе множество функций: ведение задач в календаре, заметки, анализ показателей нашего здоровья и так далее. Многие функции уже включены в инструментарий голосовых помощников, таких как Алиса, Маруся, Сири.
Компании, в свою очередь, будут активнее использовать механики, связывающие онлайн- и офлайн-активности покупателей. Это создаст более глубокую связь между физическим и виртуальным потреблением. Цель таких интеграций — удержание внимания пользователя и стимулирование его к более активному взаимодействию с брендом. Механики, связывающие физический и виртуальный шопинг, будут становиться все более распространенными с развитием метавселенных и цифровой экономики.
Пример — баннер от Буркер Кинг.

Или вот другой: сейчас существуют витрины, которые позволяют человеку «примерить» наряд, прическу и макияж. И такие технологии будут развиваться и становиться повсеместными, а не эксклюзивными.

ИИ — не адская машина, которая захватит мир и уволит всех маркетологов. Это настоящая палочка-выручалочка, главное, научиться ее применять.
Почему услуги маркетологов и маркетинговых агентств не перестанут быть актуальными:
1. Любыми инструментами, в том числе ИИ и нейросетями, надо научиться пользоваться — в идеале несколькими. И понять, как можно их миксовать в работе. На это нужно время. И люди, у которых этого времени нет, обратятся за услугой.
2. Работу искусственного интеллекта надо контролировать и корректировать, так как система только учится и выдает достаточно ошибок.
3. У нейросети есть «почерк» — особенно это видно при генерации изображений, так как в сети преобладают картинки определенного стиля. Чтобы ИИ научился, ему, опять-таки, нужно время. А сейчас результат генерации поправляет маркетолог. И составляет грамотные запросы, конечно же.
4. Агентство — целостная система, где вам помогут и с разработкой сайта, и с креативами, и с продвижением, а это целая команда, а не один маркетолог с чатом GPT 😀
5. Рынок поменяется, и придется подстраиваться под новые запросы, но это лишь означает, что вскоре могут появиться новые виды услуг, а не то, что кого-то вытеснит ИИ.